×

Адам МИЦКЕВИЧ (1798-1855)


Event Details

This event is running from 24 December 2012 until 24 December 2026. It is next occurring on 24.12.2025


Родился 24 декабря 1778 г., умер 26 ноября 1855 г. Важнейшие его произведения – это поэтические сборники «Баллады и романсы», «Крымские сонеты», поэма «Конрад Валленрод», драматическая поэма «Дзяды» и национальная эпопея «Пан Тадеуш».
(Жизнь Мицкевича на карте: STORYMAP)
Юношеские годы

Мицкевич родился в г. Новогрудек на территории Литвы и всегда считал Литву своей родиной. Он закончил Виленский университет (г. Вильна, ныне Вильнюс), а затем работал учителем в школе г. Ковно (ныне Каунас). Мицкевич был одним из основателей и активным деятелем тайного патриотического Общества филоматов, за что вместе с группой единомышленников был арестован и заключен в виленскую тюрьму, располагавшуюся в помещении бывшего базилианского монастыря (1823-1824). Годы 1824-1829 Мицкевич провел в России – в Одессе, Москве и Петербурге, где был принят в круг прогрессивной русской интеллигенции . В 1829 г. он отправился в путешествие по Европе – побывал в Германии, Швейцарии и Италии, в Берлине посетил лекции Гегеля. Он также завязал многочисленные знакомства в международной творческой среде. После Ноябрьского восстания в 1830 г. Мицкевич безуспешно пытался вернуться в Польшу. С 1932 г. жил в Париже, с небольшими перерывами – в 1838 г. он находился в Лозанне, где преподавал латинскую литературу, а в 1848 г. – в Риме, куда приехал, пытаясь заручиться поддержкой папы Пия IX в пользу освободительного движения т.н. Весны народов.
Парижский период

Жизнь поэта в Париже была тяжелой. Постоянных источников дохода не хватало. В среде эмигрантов начались расколы, вызванные политическими спорами. На протяжении нескольких лет Мицкевич участвовал в общественной жизни, сотрудничал с Литературным обществом («Towarzystwo Literackie») и Национальным польским обществом («Towarzystwo Narodowe Polskie»). В 1833 г. был редактором и публицистом журнала «Pielgrzym Polski». Мицкевич поддерживал дружеские отношения, например, с Югом де Ламенне, Шарлем де Монталамбером, Жорж Санд. В 1834 г. он женился на Целине Шимановской, в браке с которой у него родилось шестеро детей. Мицкевич отошел от общественной деятельности вплоть до 1840 г., когда его пригласили возглавить новую кафедру славянских литератур в Колеж де Франс. Вместе с Жюлем Мишле и Эдгаром Кинэ в этом учебном заведении они представляли собой демократическую оппозицию июльской монархии. В 1841 г. поэт сблизился с кружком Товяньского – лидера секты, возвещавшей новое пришествие и возрождение духовной жизни (таких сект во Франции в то время было несколько десятков). Пропаганда товянизма, а также радикальные политические и общественные взгляды стали причиной отстранения Мицкевича от работы в университете.

Во время пребывания в Риме в 1848 г. Мицкевич создал Польский легион, сражавшийся за свободу Ломбардии. Его цели и программу он изложил в тексте «Свод принципов» («Skład zasad»). Затем вместе с группой французов и эмигрантов он основал издание «La Tribune des Peuples» с радикальной общественной программой. В результате вмешательства русского посольства издание было закрыто, а Мицкевич после переворота в 1851 г. находился под надзором полиции. Последней патриотической акцией поэта стала попытка формирования Польских легионов для борьбы с Россией после вступления Франции в крымскую войну. С этой целью он прибыл в Стамбул в сентябре 1855 г., где неожиданно умер. Он был похоронен во Франции на польском кладбище в Монморанси. В 1900 г. прах Мицкевича был торжественно перевезен в Польшу и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.
Творчество

«Баллады и романсы»

Мицкевич оставил огромное и разнообразное литературное наследие, включающее лирику, эпические поэмы, драмы, публицистику и множество фрагментов и неоконченных произведений. После первых стихотворений, написанных в классицистическом духе, он издал сборник «Поэзия», том 1 (1822), который положил начало польскому романтизму (издание второе, дополненное – 1829). В «Предисловии» и балладе «Романтика» («Romantyczność») Мицкевич сформулировал новую литературную программу, отсылающую к народным верованиям, миру чувств и фантазии (в противоположность «стеклышку и оку мудреца»), внимания к природе и присутствия «невидимого». В этих поэтических произведениях стираются жесткие границы жанров, используется поэтика притчи, баллады и думы (наиболее известные стихотворения этого периода – «Романтика», «Свитезь», «Свитезянка», «Три Будрыса», «Парис»).
Во втором томе «Поэзии» (1823) вышли поэма «Дзяды» (части III и IV), а также историческая поэма «Гражина. Литовская повесть». Отсылающее к традициям Байрона и В. Скотта эпическое повествование о литовской княжне, которая, переодевшись в мужчину, возглавила борьбу с крестоносцами, стало первой попыткой дать романтическое определение понятиям «патриотизм» и «родина».
В 1829 г. после путешествия по России Мицкевич опубликовал свои «Сонеты» (крымские и одесские), которые в изысканной классицистической форме описывали мистическое чувство единения с природой, переживание этого единения как священного.
«Конрад Валленрод»

Вышедшая в 1828 г. поэма «Конрад Валленрод. Историческая повесть из литовской и прусской истории» представляет собой образец исторической романтической поэмы: действие происходит в XIV в., местный колорит тщательно выписан, герой поставлен перед сложным выбором из двух систем ценностей. Рассказ о Великом магистре ордена крестоносцев, который обнаруживает свое литовское происхождение и, движимый патриотическими чувствами, приводит орден к поражению, предавая свою честь и рыцарский кодекс, был воспринят как метафора морального конфликта, который переживали в то время участники патриотических заговоров. Фрагменты поэмы – «Повесть Вайделота» и «Альпухара» – приобрели автономию и функционируют в поэтической традиции отдельно от контекста (это одни из излюбленных произведений на конкурсах чтецов).
«Дзяды»

В Дрездене Мицкевич написал третью часть «Дзядов». Вместе с более ранней второй и четвертой, они создают текст с типичными для романтической драмы чертами: фрагментарность, свободная композиция, отсутствие стилистического единообразия. Части II и IV отсылают нас к языческому обряду призвания духов умерших. Они показывают народную веру в единство видимого и невидимого и возможность их взаимопроникновения, а также простой, интуитивный моральный кодекс. Часть IV представляет одну из версий романтического героя – несчастный влюбленный (Густав). Часть III отсылает к современной Мицкевичу действительности и связана с процессом по делу филоматов – действие происходит в тюремных камерах и салонах царских чиновников. Части III и IV связаны фигурой главного героя: несчастный влюбленный Густав перевоплощается в Конрада – патриота и бунтаря. Кульминационные моменты этой части – т.н. «импровизация» (монолог Конрада, где он обвиняет Бога в том, что он допускает преступления против народа), а также «Видение ксендза Петра» (в смирении и любви божьей он узрел видение будущей возрожденной Польши). Последняя часть дрезденских «Дзядов» – это эпический «Отрывок», направленный против царского деспотизма и заканчивающаяся стихотворением «Русским друзьям» («Do przyjaciół Moskali»).
«Пан Тадеуш»

В Париже Мицкевич написал и опубликовал (1834), пожалуй, важнейшее свое произведение «Пан Тадеуш, или Последний наезд на Литве. Шляхетская история 1811-1812 гг. в двенадцати книгах, писанная стихами». Используя традиции исторического романа, романа в стихах, эпоса, описательной поэмы, поэт создал «национальную поэму», единственную в своем роде, не имеющую аналогов в литературе. Пользуясь разнообразными приемами, используя лиризм, пафос, иронию, реализм, автор воссоздал мир польской шляхты накануне прихода наполеоновской армии. Разноцветный хоровод сарматов, часто спорящих и плетущих интриги, объединяется в поэме в общем порыве патриотизма и надежде на скорое обретение свободы. Один из главных героев поэмы – ксендз Робак, наполеоновский эмиссар, а в прошлом – как выясняется – шляхтич-повеса, искупающий грехи молодости службой Родине. Окончание поэмы исполнено радости и надежды, которую – как автор уже знал – история не подтвердила. Его произведение должно было служить «укреплению сердец» в ожидании лучшего будущего.
Поздний период творчества и публицистика

Среди произведений Мицкевича стоит также упомянуть написанную в 1839-40-х гг. т.н. «лозаннскую лирику» – цикл стихотворений, проникнутых мистическим чувством единения с природой, содержащих размышления на тему времени, вечности, бренности. Публицистические тексты Мицкевича были созданы в русле романтического мессианизма, присутствующего также и во французской философской мысли (Мен-Мартен, де Местр, де Ламенне, сенсимонисты), а также в немецкой философии и литературе. Различные направления мессианизма объединяла убежденность в том, что после времени страданий и хаоса придет Великое изменение, сравнимое со вторым пришествием Спасителя, которое принесет воплощение христианских принципов в общественно-политическую жизнь. В разных версиях мессианизма в роли искупителя выступала либо выдающаяся личность, либо некая общность людей.
Мессианские мотивы, появившиеся в творчестве Мицкевича уже ранее (например, в III части «Дзядов»), автор изложил в своем произведении «Книги польского народа и польского пилигримства» (1832). Изданное в виде книги для богослужений и отсылающее к библейской стилистике, оно призвано было служить утешением и ориентиром для многочисленных эмигрантов, которые попали во Францию после поражения Варшавского восстания (книга распространялась бесплатно). В своем произведение поэт сформулировал убеждение в особой роли Польши в борьбе народов против тирании власти – роли предводителя, о ее религиозных и политических обязанностях в человеческой истории. Книга была осуждена в папской булле за использование религиозных аргументов для обоснования радикальной общественной программы (отмена крепостного права, гражданские права для всех, в т.ч. женщин и евреев и т.п.).
Лекции в Коллеж де Франс были изданы по записям слушателей под названием «Cours de littérature Slave» (целиком издано в 1849). I и II курсы были посвящены польской, русской, чешской и сербской литературе в контексте истории и культуры этих народов, лекции призваны были открыть славянскую литературу западным интеллектуалам. В курсе III Мицкевич – часто весьма спорно – представлял современную ему литературу. В курсе IV он вернулся к мессианской историософии, излагая свое собственное видение философской и духовной жизни славян. Указывая на кризис духовной жизни Европы, подавленной узким рационализмом, он видел возможности для противодействия в глубокой духовной силе славян, которые хранят «живую правду» и способны привести человечество к моральному возрождению. Сейчас эта мессианская миссия распространилась на весь славянский мир, а также на Францию, которой выпало стать «народом действия».
Влияние

Творчество Мицкевича оказало значительное влияние на польскую культуру: на общественное сознание, литературу и искусство. На протяжении двух веков оно была постоянным элементом литературного образования и патриотического воспитания. Его поэзия оказала влияние на язык и сознание, отразилась даже в разговорном языке. Литература XIX и XX вв. полна метафор, цитат и аллюзий на произведения Мицкевича. Его творчество вдохновило таких писателей, как Юлиуш Словацкий, Болеслав Прус, Станислав Выспяньский, Стефан Жеромский. К нему обращаются и поэты современности, такие как Чеслав Милош или Тадеуш Ружевич.
Конрад из «Дзядов» стал архетипом польского трагического героя. «Дзяды» всегда были настоящим испытанием для лучших польских театров, а «импровизация» – для самых выдающихся актеров. Каждая постановка – культурное событие (важнейшие спектакли: Станислав Выспяньский – Краков 1901, Леон Шиллер – Львов 1932, Варшава 1934, Казимеж Деймек – Варшава 1967, Конрад Свинарский – Краков 1973. В 2000 г. в Брюсселе Анджей Северин поставил фрагменты на французском языке).
На язык театра и кино был переведен и «Пан Тадеуш». Мечислав Котлярчик поставил его в виде живых картин (Краков 1945). Адам Ханушкевич создал телевизионный сериал (1970-71), в 1928 г. снял свой фильм Рышард Ордыньский, а в 2000 – Анджей Вайда. Фильм Вайды был хорошо принят мировым кинематографическим сообществом.

Творчество Мицкевича являлось источником вдохновения также для живописцев и графиков (его произведения иллюстрировали в т.ч. Герсон, Андриолли, Смоковский, Лессер), композиторов (музыку писали, напр., Шопен, Монюшко, Шимановский, Падеревский, Чайковский, Римский-Корсаков).
Сам Мицкевич как символ поэта-прорицателя стал темой многочисленных портретов, рисунков и медальонов (его увековечили, напр., Валентин Ванькович, Юзеф Олешкевич, Норвид, Делакруа).
Самые известные памятники Мицкевича находятся в Варшаве (Циприан Годебский), в Кракове (Теодор Ригер), в Познани (Василий Вуйтович) и в Париже (Эмиль Антуан Бурдель).
Большое влияние оказали на общество философские и общественные взгляды Мицкевича. Благодаря своеобразному сочетанию религиозности, романтического национализма и общественного радикализма, на него ссылались различные политические группировки – начиная от левых и заканчивая крайне правыми. Его славянский мессианизм имел большое значение для формирования национального сознания в странах Центральной и Восточной Европы, лишенных собственной государственности.
В современных дискуссиях об очертаниях будущей объединенной Европы о Мицкевиче говорят как о предвестнике образа федерации свободных народов и граждан, а также авторе идеи родины как общности, построенной на ощущении культурной связи и системе ценностей. Все эти мотивы присутствуют в изданной в Париже (2001) коллективной монографии «La Verbe et histoire. Mickiewicz, la France et l’Europe».
Личные вещи, рассказывающие о жизни Мицкевича, находятся в Польской библиотеке в Париже, где его сын Владислав основал в 1903 г. музей его памяти.
Произведения Мицкевича – полностью или фрагменты – неоднократно переводились на более чем 20 языков мира. Важнейшие польские издания собраний сочинений: 1860-61 (в 11 томах), 1948-55 (в 16 томах, издательство «Wydawnictwo Narodowe»), 1953 (в 16 томах, издательство «Wydawnictwo Jubileuszowe»). Литература, посвященная Мицкевичу, чрезвычайно богата и постоянно пополняется. Ценным источником информации о поэте является издаваемая в Институте литературных исследований «Хроника жизни и творчества Мицкевича» в 9 томах (готовятся к выходу 2-й и 3-й тома).
Источник: «Literatura polska. Przewodnik encyklopedyczny», Варшава 1984 (коллектив авторов), А.Витковская, Р.Пшибыльский «Romantyzm», Варшава 1997.

You May Have Missed