×

Хайруддинов Мухиддин Айиддинович (1953)


Event Details

This event is running from 16 March 2012 until 16 March 2026. It is next occurring on 16.03.2026


Хайруддинов Мухиддин Айиддинович. родился 16 марта 1953 года в Республике Узбекистан. Отец Хайредин Аедин огълу, уроженец г. Евпатории (г. Кезлев), Украина, Крым). Мать – Мунире Дервиш къызы (д. Бай-Къыят Акъмечитского р-на Крыма).
Образование высшее: окончил среднюю школу № 14 имени М.В. Ломоносова (Кургантепинский район Андижанской области в 1970 г.; исторический факультет Ферганского государственного педагогического университета с отличием (г. Фергана, Узбекистан, 1978 г.); обучение в аспирантуре и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (г.Москва, 1985 г.), защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук (г.Киев, 2003 г.); избран академиком (действительный член) Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского (Киев, 2005 г.
В 1971-1973 гг. служба в рядах Северного флота СССР (г. Мурманск), ныне офицер запаса.
В 1979–1992 гг. работал в Ферганском государственном педагогическом университете им. М.Улугбека в качестве преподавателя, заведующего кафедрой теории и истории педагогики, декана факультета русского языка и литературы с отделением иностранных языков, проректора по учебной работе университета.
В 1992 г. доцент кафедры педагогики и психологии Крымского республиканского института повышения квалификации и переподготовки кадров образования.
В 1994-2005 гг. работал заведующим кафедрой педагогики и психологии, деканом педагогического факультета, проректором по научной работе, проректором по учебной работе и первым проректором Республиканского высшего учебного заведения “Крымский инженерно-педагогический университет”.

В 2005-2007 гг. профессор кафедры педагогики Таврического национального университета имени В.И. Вернадского.

С 2007 года по настоящее время заведует кафедрой инклюзивной педагогики и андрагогики Крымского республиканского института последипломного педагогического образования.

Семейное положение: Супруга Ашурова Надие работает методистом КРИППО. Дети: Мурад – преподаватель информатики, частный предприниматель; Ахтем – инженер, работает менеджером; Эльмаз – аспирант ТНУ им. Вернадского; Мурадие – студентка ТНУ.

Хайруддинов М.А. принимает активное участие в общественно-политической жизни Крыма: он инициировал создание Ассоциации крымскотатарских работников образования «Маарифчи» („Освіта” (1996 г.) и Крымского отделения Всеукраинского общества историков педагогики (2001 г.).

Хайруддинов М.А. профессионально занимается научно-педагогической деятельностью и является исследователем новой отрасли педагогической науки – этнопедагогики. Им опубликованы более 170 научных работ, в том числе учебные пособия и монографии; четыре из которых изданы под грифом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины и Министерства образования и науки, молодежи Крыма.

Награжден знаком «Відмінник освіти України” (2003), почетным званием «Заслуженный работник образования Автономной Республики Крым» (2003 г.). За работы в области крымскотатарской этнопедагогики награжден почетным знаком и грамотой Президиума НАН Украины (№63 от 23.02.2001 г.).

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ:

1. Использование педагогических идей учителей – новаторов в школьной практике. – Фергана, 1988. – 36 с.;

2. Взаимосвязь обучения и воспитания в узбек­ской школе. – Фергана, 1990. – 52 с.

Педагогика. Учебник для вузов. – Симферополь: Таврида, 1996. – 254 с. (в соавторстве);

3. Мудрость веков: Кн. 1. – Севастополь: Экоси-Гидравлика, 1996. – 132 с.

4. Самостоятельная работа студентов по педагогическим дисциплинам. – Симферополь: Изд–во «МИГ», 1998. – 214 с.;

5. Учебно-воспитательный процесс в школе с родным языком обучения. Методические рекомендации для учителей начальных классов с крымскотатарским языком обучения. Симферополь: Фонд «Відродження», 2000. – 256 с.

6. Мудрость веков. Часть ІІ. – Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2000. – 192 с.;

7. Школа ума и сердца.– Симферополь: СОНАТ, 2000. – 192 с.;

8. Учебно-воспитательный процесс в педвузе. – Сімферополь, 2000. – 256 с.

9. Кичик мектеплилерни инкишаф эттириджи окъутувынынъ эсаслары. – Симферополь: Доля, 2001. – 112 с.;

10. Этикет крымских татар. Эдепнаме. – Сімферополь: СОНАТ, 2001. – 288 с. (в соавторстве);

11. Этнопедагогика крымскотатарского народа. – Киев.: Наук. свiт, 2002. – 335 с.;

Современные образовательные технологии. – Симферополь: Издательство «Тарпан», 2003. – 128 с.;

12. Поликультурное образование и национальная школа: Материалы «круглого стола» научно-методического журнала «Педагогика», Белогорск (Украина, Крым), 18-19 ноября 2004 г. – Симферополь, 2004. – 158 с.

13. Крымскотатарское национальное и правозащитное движение: истоки, эволюция. Сборник докладов международной научно-практической конференции, посвященной 60 летию М.Джемилева/ Под ред..М.А. Хайруддинова. — Симферополь: Доля, 2004. -320с.;

14. Концепция образования на крымскотатарском языке в Автономной Республике Крым (1996, 2006), утвержд. Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым 20.10.2010 № 1915-5/10.

15. Инновационные технологии в образовании. Монография. – Симферополь: Доля, 2010. – 166 с.;

16. Этикет крымских татар. Эдепнаме. Учебное пособие, 2-е изд. переработанное и дополненное (в соавторстве)- Симферополь: ИД «Тезис», 2010. Учебное пособие – 304 с.;

Методология научного исследования.- Симферополь: Симферопольская городская типография, 2011. – 143 с.

17. Деревни Таханкута (Тархан койлери): Бай-Кият, Киргиз-Казак, Отуз, Ток-Джол, Тавака. Историко-краеведческое издание. – Симферополь: Издательство «Тарпан», 2012. – 312 с.

18. Основы исламской культуры Крыма. Учебное пособие для старшеклассников средних общеобразовательных школ Автономной Республики Крым. – Симферополь: Издательство «Очакъ», 2012 – 352 с. с ил.

You May Have Missed